В рамках сотрудничества МЧС и БПЦ 26 октября 2021 года состоялась встреча клирика нашего храма иерея Виктора Колацкого с офицерами МЧС г. Гродно. Священник рассказал слушателям о жизни Иисуса Христа – в какой обстановке он жил, чего от него ждали люди и что Он Сам требовал от людей.
«Историю еврейского народа последних столетий перед рождением в мир Христа легкой не назовешь. Многие сильные мира сего один за другим терзали богоизбранный народ, лишали их свободы, веры, родины и самих жизней. Последняя империя – Римская – в очередной раз нанесла удар по самосознанию и государственности евреев. Вместо уважаемой династии Хасмонеев Рим выводит на политическую арену Палестины своего человека — Антипатра Идумеянина. Конечно, для иудеев это был чужой человек. Начался период бунтов и восстаний. После смерти Антипатра на престол восходит его сын — знаменитый Ирод Великий. Именно при нем состоялось рождение в мир Иисуса.
Человек подозрительный и жестокий, Ирод, чувствуя непрочность власти, основанной не на народном признании, а на римских копьях, вел проримскую политику, как и его отец. На его совести много крови, Ирод не щадил оппонентов. По малейшему подозрению или доносу царь казнил любого, кто, как ему казалось, претендовал на его место. Основной удар приняли Хасмонеи – патриоты, народные избранники, законно претендовавшие на престол, но кроме них Ирод Великий нещадно уничтожал любого подозреваемого, в том числе членов своей семьи – жену, детей и пр. И даже грандиозная строительная кампания, которую развернул царь, не смогла в полной мере примирить его с народом. Смерть он встретил в муках мнительности, по его приказу должны были быть казнены несколько сотен знатных евреев – и все для того, чтобы земли погрузились в траур по своим родным. По Ироду, как он сам понимал, никто бы не плакал.
К счастью, все заключенные после смерти царя были отпущены, а царство Ирода Римом было разделено между уцелевшими сыновьями. Одного из них – Ирода Антипу – мы знаем как виновника казни величайшего праведника, Иоанна Крестителя. Он же был и косвенным участником суда над Христом.
В такой религиозно-политической ситуации проповедовал Иисус. С одной стороны – притеснение закона Божия римским правом и оружием, с другой – горячий патриотизм евреев и жажда свободы. И Господь, конечно, не был в стороне этих событий – он проповедовал в больших городах, участвовал в религиозных торжествах, постоянно общался с людьми. Но кроме общественного бульона мнений у Иисуса как Богочеловека была сверхмиссия, которую сложно было принять даже близким ученикам — ярче всего она выражена в искушении Христа в пустыне. Накорми всех, яви чудо, стань могущественнейшим человеком в мире – такие искушения отверг Иисус, чем посрамил дьявола и вызвал недоумение людей, которых в большинстве своем только эти вещи и интересовали. Эти вещи интересуют большинство людей во все времена.
Но Иисус пришел к людям за их сердцем, за покаянием. И ради таких жемчужин он готов был встречаться со всеми – вот он беседует со строгим набожным фарисеем Никодимом, вот общается с неграмотной женщиной у колодца. Иисус то принимает слезы покаяния блудницы, то беседует с юношей, который себя считает чистым человеком, то гостит у негодяя Закхея, который обещает Христу обиженным вернуть вчетверо. Что объединяло всех этих людей? Несомненно, покаяние, желание очиститься и не быть причастниками зла. Иисус их с радостью принимал и вытаскивал из болота отчаяния и греха вне зависимости от общественно-политических взглядов. Но если же встречались упорствующие в грехе, то слова Иисуса были для них обличением, обнажением пороков и лжи. И в лагере обличаемых Господом оказывались все, вне зависимости от сана и положения в обществе. Если совершается беззаконие, люди превратились в зверей и терзают своих же братьев, поступают не по-Евангельски – люди поднимают руку на Христа. Такое дело никогда не устоит. С этой вестью к людям взывали древние пророки, сам Иисус Христос, и ученики его до сих пор несут миру эту простую истину.
Вы, бойцы и офицеры МЧС, в народе всегда имели огромное уважение в первую очередь потому, что ваша миссия максимально проста: увидеть беду и спасти человека. Неважно, кто в беде, каких взглядов придерживается человек и какой образ жизни ведет. Никакого суда и следствия, никакой моральной оценки, никаких высоких слов. Чрезвычайная ситуация как призыв к действию – это ли не созвучие с делом Христа, который нас спасает вне зависимости от глубины нашего падения, лишь бы мы согласились на минимальное условие – протянуть Богу руку в ответ.
И хотелось бы, чтобы эта простая философия и дальше оставалась преобладающей парадигмой вашего служения. Для спасателей не может быть ни врага, ни неприятеля, а есть человек, который надеется увидеть в вас шанс на спасение.
Оправдывайте же ваше высокое звание, и Бог благословит вас на служение людям».
Священник Виктор Колацкий