Торжество Православия – материал к 180-летию Полоцкого собора 1839 года

ATV_7135-1

В воскресенье 24 февраля 2019 года в городе Полоцке Витебской области состоялись торжества по случаю 180-летия Полоцкого церковного Собора 1839 года, на котором было принято решение о воссоединении белорусских и литовских униатов с Православной Церковью.

Основным инициатором воссоединения стал униатский епископ (впоследствии православный митрополит Литовский и Виленский) Иосиф (Семашко). 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины этого выдающегося архипастыря Белорусская Православная Церковь отмечала в 2018 году.

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси возглавил праздничное соборное архиерейское богослужение в Софийском соборе города Полоцка.

По завершении богослужения митрополит Павел и все участники торжеств направились в Полоцкий государственный университет, в актовом зале которого состоялся торжественный акт, приуроченный к 180-летию Полоцкого Собора 1839 года. Со своими сообщениями о значении Полоцкого Собора в истории Беларуси и о его влиянии на состояние современного белорусского общества выступили представители отечественной церковной и светской науки.

По окончании выступлений прошёл праздничный концерт.

(по материалам Официального портала Белорусской Православной церкви Church.by)

ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА МИНСКОГО И ЗАСЛАВСКОГО ПАВЛА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ АРХИПАСТЫРЯМ, КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯЗИ СО 180-ЛЕТИЕМ ПОЛОЦКОГО ЦЕРКОВНОГО СОБОРА 1839 ГОДА

Публикации:

Священник Алексей Хотеев. Полоцкий собор 1839 года >>>

Протоиерей Александр Романчук, профессор В. А. Теплова. Полоцкий собор 1839 года >>>

Архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский): жизнь и деятельность >>>

Айцец Сергій Гардун: «Полацкі сабор 1839 года можна параўнаць з падзеннем Берлінскай сцяны» >>>

Брестская церковная уния (1596 г.) как кризисный фактор в истории формирования белорусской культуры Левшун Л.В. (Минск, Беларусь)

Автором подвергается сомнению верифицируемость весьма распространенной в белорусской гуманитаристике идеи, согласно которой униатство, определяемое как «национальная религия белорусов», было той плодотворной средой, в которой сохранялись и развивались местные самобытные культурные традиции, формируя национальную белорусскую культуру. Приводимые и анализируемые в cтатье факты представляют, напротив, картину поступательного разрушения русинской культуры Речи Посполитой именно и прежде всего в униатской среде, что привело в итоге к смене культуротворческой парадигмы и расколу некогда единой этнокультурной общности русов. (скачать)

Буйства польской шляхты над униатскими священниками Священник Алексий Хотеев

В последнее время в белорусской публицистике Речь Посполитую называют государством «обоих народов». Только при этом не всегда делается пояснение, кого нужно понимать под «народом». Это понятие нельзя связывать с этничностью в современном понимании. Речь не шла о «поляках» и «литвинах» (или «русинах») в этническом отношении, а «политическом народе» двух соединенных государств. «Народ» этот говорил на языке польском, назывался «шляхтой» (рыцарством), считался элитой и возводил свое происхождение к легендарным кочевникам-«сарматам». (скачать)

Динамика численности униатов в пределах Российской империи с 1772 по 1839 г.  Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия, (Гродно) МинДА

Статистические данные, относящиеся к численности униатов на территории России с 1772 по 1839 г., постоянно приводятся в исторической литературе. В то же время, с одной стороны, в исследованиях встречаются значительный разброс цифр и их несогласованность. Представляется, что этот вопрос остается в проблемном поле исторической науки. (скачать)

История Православия в трудах архиепископа Могилевского Георгия Конисского (скачать)

М. Н. Муравьев и митрополит Литовский Иосиф (Семашко): опыт государственно-церковного сотрудничества.

А.Ю. Бендин, доктор исторических наук, профессор кафедры богословия  Института теологии Белорусского государственного университета. (скачать)

 

Рапорт минского губернатора З.Я. Карнеева от 6 июля 1797 г. о положении воссоединенных из унии в конце XVIII в.

Протоиерей Романчук Александр Александрович, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии

Захарий Яковлевич Карнеев (1747–1828) – государственный деятель, писатель, видный член масонского общества России, первый гражданский губернатор Минской губернии (1796–1806). По распоряжению императора Павла I в июне 1797 г. З.Я. Карнеев посетил 23 воссоединенных из унии прихода, располагавшихся в 7 уездах Минской губернии, в которых было замечено колебание прихожан в православном вероисповедании. Цель этой инспекционной поездки состояла в том, чтобы на месте в общении с людьми разобраться в возникшей ситуации. 6 июля 1797 г. Карнеев подал императору рапорт, в котором представил свое видение возникших проблем и предложил способ их преодоления. (скачать)

 

Проект общего воссоединения белорусско-украинских униатов с православными (1828–1839) и степень его самостоятельности.

Протоиерей Романчук Александр Александрович, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии

Аннотация: В статье определяется степень самостоятельности проекта воссоединения униатов с православными, разработанного митрополитом Иосифом (Семашко), посредством его сравнения с проектами конфессиональных обращений униатов в Православие и православных в Унию, авторами которых выступали архиепископы Иосиф (Шумлянский и Евгений (Булгарис), а также минский губернатор З.Я. Корнеев. (скачать)

 

Инцидент с полоцкими униатами в 1705 году (скачать)

Священник Алексий Хотеев

В Белоруссии своеобразную известность приобрел случай убийства в Полоцке пяти униатских монахов-базилиан, связанный с посещением храма св. Софии царем Петром I в 1705 году. Теперь местные униаты старательно чествуют память «мучеников» во время нарочитого крестного хода из Витебска в Полоцк. В 2000 г. была издана книжка «Полацкія пакутнікі» («Полоцкие мученики»), в которой были собраны соответствующие материалы, так сказать, к прославлению жертв «неистового» российского царя. В униатской газете «Царква» в 2005 г. появилась статья Сергея Морозова «Полоцкая трагедия в 1705 году» https://carkva-gazeta.by/index.php?his=17 (белорусская версия), http://vicebskreg.by/rus/новости/культура/428/ (русская версия). В то же время разгулявшиеся в сети фантазии пользователей изрядно зашкаливают, раздувая давний исторический миф о полоцких событиях.

Православие на Беларуси (скачать)

Священник Алексий Хотеев (Все статьи на сайте: http://kronsh.prihod.ru/pravoslavie_na_belarusi)

Настоящей публикацией мы начинаем новую постоянную рубрику в нашей газете. Рассказ об исторических судьбах Православия на Беларуси нужен не только по причине недостаточности методического материала по этой важной теме. Значение Православной Церкви в развитии белорусской культуры невозможно переоценить. Духовная жизнь народа определяет его материальное состояние. Кто понимает глубину своих духовных корней, тот пребывает непоколебимым под напором различных модных учений нашего смутного века.

 

Предпосылки упразднения унии в Российской Империи в 1839 г (скачать)

Протоиерей Романчук Александр Александрович, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии

Аннотация: В статье рассматривается комплекс предпосылок, обусловивших упразднение Униатской Церкви в пределах Российской империи в 1839 г. Делаются выводы о соотношении и взаимодействии этих предпосылок, а также исторической закономерности их возникновения.

 

Противостояние белого и черного духовенства в унии (скачать)

Белое против черного (очерк из истории Брестской унии) Священник Алексий Хотеев

Евангельские слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 25:25), — невольно приходят на ум при знакомстве с взаимоотношениями, сложившимися внутри униатской иерархии в XVII—XVIII вв. Разделение, обусловленное разным статусом священников из монахов и «бельцов» (т.е. женатых иереев), приводило к нарастанию в среде духовенства интриг, жалоб и обид. В чем причины такого положения, и какие это имело следствия для судьбы Брестской унии?

 

«Скасавання уніи не прыняў». К вопросу об «униатстве» протоиерея Иосифа Тимофеевича Семашко (1777–1856). (скачать)

Протодиакон Георгий Пшенко, кандидат богословия

В 2018 г. исполняется 150 лет со дня кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), по инициативе которого полтора миллиона белорусских и украинских униатов возвратились в лоно Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Значение подвига митрополита Иосифа сложно переоценить.

 

К вопросу о преследованиях униатского духовенства в ходе общего воссоединения униатов с православными в 1839 году (скачать)

Протоиерей Романчук Александр Александрович, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии

Аннотация В статье рассматривается проблема применения мер строгости в отношении униатского духовенства в ходе подготовки упразднения Униатской Церкви в пределах Российской империи в 1830-е годы. Рассматривается вопрос о том, в чем эти меры состояли. Делаются выводы о месте мер строгости среди других действий, направленных на воссоединение униатов с православными, а также масштабах их применения.

 

Латинизация греко-католической церкви  в XVII – XVIII вв. как фактор духовно-культурного размежевания униатского духовенства (скачать)

Валентина Анатольевна Теплова Кандидат исторических наук Профессор Минских Духовных Академии и Семинарии Доцент БГУ г. Минск, Беларусь

 

Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917) (скачать)

Валентина Анатольевна Теплова Кандидат исторических наук Профессор Минских Духовных Академии и Семинарии Доцент БГУ г. Минск, Беларусь

 

Актуализация языка проповеди в Полоцкой православной епархии (скачать)

Последствием Полоцкого церковного собора  явился непростой путь  возвращения сотен тысяч униатов белорусских земель к практике православной жизни. По меткому замечанию Г.Я. Киприановича, «дело воссоединения совершилось, но далеко еще не завершилось в 1839 году». Более чем 200-летнее пребывание православных в составе греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих. Известно, что униатская церковь в первой трети XIX века  в своей обрядности имела многие черты, скорее западной христианской традиции нежели восточной. Многие бывшие униаты после 1839 г.,  формально считавшиеся православными, по разным причинам (зависимость крепостных крестьян от помещиков, активная миссионерская и храмостроительная деятельность римо-католиков, тайное обучение основам католической веры и  польскому языку, устанавление новых местночтимых праздников),  посещали костелы, исповедовались у ксендзов, т.е. являлись католиками на практике.

 

Антоний Васильевич Миронович (Професор, Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Центральной и Восточной Европы Белостокского университета г. Белосток, Польша)

Прычыны рашэньня звароту вуніятаў у склад праваслаўнай царквы ў Беларусі.

Брестская церковная уния как элемент восточной политики Рима.

Гергий Конисский – епископ белорусский

НЕОУНИЯ ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Православная культура в Великом Княжестве Литовском

Православная Церковь на территориях Царства Польского (Польского королевства) в 1839 – 1918 гг

 

ФОТОГРАФИИ С ТОРЖЕСТВЕННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (Фото: Татьяна Амелина)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс