Наш гродненский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи изначально задумывался как место, где в горячей молитве будут поминаться все воины, участвовавшие в военных конфликтах 20 века. Это было в 1997 году. На тот момент самой свежей и всё ещё незаживающей раной была война в Афганистане, поэтому недалеко от сквера воинам-афганцам был отведён участок под строительство церкви.
Сегодня, в день памяти зачатия Св. Иоанна Предтечи, мы освящаем нижний предел храма во имя Св. Иоанна Русского.
Почему именно этот святой стал одним из небесных покровителей нашей церкви? К сожалению, о святом Иоанне ещё очень мало знают верующие Русской православной церкви, тогда как в Греции, где покоятся ныне его мощи, он является одним из самых любимых святых. Дело в том, что святой Иоанн тоже был воином. Ему пришлось пройти солдатскую службу и пленение. Он был предан жестоким мучениям, унижениям и соблазнам, но не предал своей православной веры. И вот уже около трёх столетий Св. Иоанн Русский являет живой пример духовной стойкости и, в то же время, истинного смирения.
……………………………………………………………………………………………………………….
Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссии. Сейчас это территория Украины. По некоторым сведениям, святой мог родиться в южных районах современной Беларуси. Он воспитывался родителями в благочестии и любви к Церкви Божией.
По достижении зрелого возраста, Иоанн был призван на воинскую службу. После поражения армии Петра Первого во время русско-турецкой войны (1711-1718), Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Оказавшись на рынке рабов в Константинополе, он был продан начальнику турецкой конницы некоему Аге. Тот привёз русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион.
Почти сразу, оказавшись на турецкой земле, святой Иоанн Русский подвергся жестокой проверке на прочность своей веры. Всех пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство. Ради облегчения своей рабской участи, многие отреклись от веры Христовой, но Иоанн очень любил Бога и православную веру своих отцов. Турки подвергали его жестоким побоям и оплеваниям: они жгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли заставить отречься от Христа. На это исповедник неизменно и смело отвечал своему хозяину, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества: « Я русский, верный слуга земногоцаря моего, хотя и пленён тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе мою голову, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру».
Смелые слова и твёрдая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше отречения от христианства, а просил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло. На конюшне святой Иоанн не только трудился, но и жил. Тут, прямо на соломе располагалась его постель, но спал он мало. Ночи напролёт святой благодарил Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам избрал ясли местом Своего рождения во плоти. И даже со временем, когда Ага и его жена стали настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложили ему комнату в собственном доме, Иоанн отказался перейти в новое жилище: «Покровитель мой Господь – и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине, видно, так надобно для моего спасения».
Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе как новый Иов, ночью он ходил тайком в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там на паперти он коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.
Господь призрел на доброту и смирение Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал своим согражданам, что Бог послал ему столько богатства за добродетели раба Иоанна.
Вскоре, благодаря чуду, совершённому по молитвам святого, все в округе – и мусульмане, и христиане заговорили об Иоанне, как о человеке, возлюбленном Богом.
Став состоятельным, Ага решил совершить паломничество в Мекку. В эти дни жена Аги пригласила на обед в Прокопион родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Был подан вкуснейший турецкий плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: « Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов». Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Всё-таки хозяйка повелела своему повару приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Иоанн взял блюдо и ушёл в конюшню. Став на колени, он долго и горячо молился Богу, чтобы он послал плов хозяину. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, что Господь исполнит его просьбу. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам всё съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.
По прошествии некоторого времени, Ага вернулся из Мекки со своим домашним медным блюдом и удивительным рассказом о том, что это блюдо с горячим пловом оказалось там в его комнате. И только после рассказа жены о том, что Иоанн выпросил блюдо с едой, чтобы послать его в Мекку, всем стало понятно, что совершилось чудо.
Весть об этом чуде распространилась по всему селу и окрестностям. Все: и турки , и греки стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника и начали называть его «Вели» — «Святой».
В возрасте примерно сорока лет Иоанн заболел и не мог даже вставать с постели. Предчувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал душу свою в руки любимого им всем сердцем Господа. Случилось это 27 мая 1730 года по юлианскому календарю.
Через три года после кончины святого Иоанна над его могилой появился таинственный свет. Его видели все жители деревни. Они решили, что таким образом Святой подает им некий знак. Вскоре старому священнику, причащавшему Иоанна перед смертью и бывшему его духовным отцом, явился во сне сам Иоанн и сказал, что его тело не подверглось тлению и Богу угодно, чтобы оно было поднято из земли и почиталось как мощи. Когда мощи открыли, они не только оказались нетленны, но даже земля вокруг гроба издавала благоухание, свидетельствуя о святости Иоанна. Христиане и мусульмане собрали эту освященную землю. Мощи перенесли в маленькую церковь святого Георгия, где Иоанн молился при жизни. В 1868 году в Прокопионе построили большой храм в честь святого Иоанна, и там мощи оставались до 1924 года, а при Обмене Населением были перенесены на Евбею, где находятся и поныне.
Силами нашего прихода приготовлено издание Жития Святого праведного Иоанна Русского на белорусском языке. Познакомиться с ним Вы можете на нашем сайте (Жыццё Святога праведнага Iаана Рускага).