Слово на Усекновение Главы Иоанна Крестителя

Протоиерей Михаил Труханов

Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006 г.) на Усекновение Главы Иоанна Крестителя

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек как создание Божие немногим умален от ангелов (ср. Пс. 8, 6). Он обладает свободой волеизъявления. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15, 17).

Человеку предлагается благословение Божие, добро и жизнь. Пророк Моисей говорит: «Жизнь и смерть предло­жу я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30, 19; ср. Вт. 11, 26; 30, 15). Если же человек отвергает от себя благословение Божие, то оно и удаляется от него. Но, отвергая от себя благословение Бо­жие, человек навлекает на себя проклятие, которое прихо­дит на него (ср. Пс. 108, 17) со всеми последующими злоключениями.

Казалось бы, всякий нормальный человек должен изби­рать жизнь под благословением Божиим, чтобы жить так, как заповедует Бог; в доброделании, в любви и радости. Но, увы, весь мир лежит во зле. «О, род неверный и развращенный!» (Мф. 17, 17) — восклицает Господь наш Иисус Христос.

В таких обстоятельствах человек должен особенно внимательно избегать такой компании, такого обще­ства, в которых нет страха Божьего, а значит, нет и благословения Божьего. Апостол Павел писал ко­ринфским христианам: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Да и в Ветхом Завете нам даются указания: «С пре­подобным преподобен будеши, со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27). «Не будь между упивающимися вином и между пресыщающимися мясом» (Прит. 23, 20).

Человек способен отвечать на раздражения, исхо­дящие от окружающей среды. Каждое раздражение вызывает в нем и соответствующий отклик. Слово Божие, святые песнопения церковные, святые настав­ления, поучения вызывают в душе слушающего и святой возвышенный отклик. Поэтому же само при­сутствие человека в церкви, в среде богобоязненных, смиренное предстояние на молитве, благоговейное воздеяние рук, коленопреклонение, распростертие ниц пред Богом и святое осенение крестным знамени­ем вызывают в человеке и смиренные святые чувство­вания. Наоборот, пребывание в среде людей развра­щенных, слышание срамных речей, непристойнных песен и музыки, сопровождающих бесстыдные позы и телодвижения оголенных танцующих, будут, соот­ветственно, возбуждать в человеке и похотливые, сла­дострастные чувства.

И потому всякий раз, когда компания нечестивых упивается вином и пресыщается мясом, когда звучит музыка, возбуждающая в слушателях чувственность, когда демонстрируются в танцах непристойные те­лодвижения полуобнаженных или вовсе обнаженных исполнителей, вызывающие в зрителях сладостраст­ность и похотливость, всякий раз этими разгоряченными вином и омраченными похотью гуляками среди буйного веселья и непристойных шуток про­износятся безумные клятвы, даются безумные обещания и принимаются безумные решения касатель­но истязаний и мученичества святых. И чем пьянее собравшиеся гуляки, чем больше обнаженность и бесстыдство танцующих под возбуждающую чув­ственность музыку, тем большая мука ими готовится для благочестивых и святых. Примером страшным этого служит ныне воспоминаемое усекновение Иродом гла­вы Иоанна Крестителя, большего из всех, рожденных женами.

Человекоубийца от начала, диавол использует не­честивого в качестве орудия своего, чтобы притес­нять праведных, захватывать в сеть свою и забирать их в неводы свои на мучение и казнь.

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином». «Горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5, 11, 22), — чита­ем у пророка Исайи. «Плотские  помышления — суть вражда против Бога», — пишет апостол Павел. «Ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 78). «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его и о зако­не Его он размышляет день и ночь!» (Пс. 1, 12). Будем же стремиться волю свою склонять пред волей Божи­ей и о законе Его размышлять всегда, чтобы точнее исполнять во Славу Божию. Аминь.

11. 09. 1978 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Теги: