Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006 г.) на Усекновение Главы Иоанна Крестителя
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Человек как создание Божие немногим умален от ангелов (ср. Пс. 8, 6). Он обладает свободой волеизъявления. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15, 17).
Человеку предлагается благословение Божие, добро и жизнь. Пророк Моисей говорит: «Жизнь и смерть предложу я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30, 19; ср. Вт. 11, 26; 30, 15). Если же человек отвергает от себя благословение Божие, то оно и удаляется от него. Но, отвергая от себя благословение Божие, человек навлекает на себя проклятие, которое приходит на него (ср. Пс. 108, 17) со всеми последующими злоключениями.
Казалось бы, всякий нормальный человек должен избирать жизнь под благословением Божиим, чтобы жить так, как заповедует Бог; в доброделании, в любви и радости. Но, увы, весь мир лежит во зле. «О, род неверный и развращенный!» (Мф. 17, 17) — восклицает Господь наш Иисус Христос.
В таких обстоятельствах человек должен особенно внимательно избегать такой компании, такого общества, в которых нет страха Божьего, а значит, нет и благословения Божьего. Апостол Павел писал коринфским христианам: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Да и в Ветхом Завете нам даются указания: «С преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27). «Не будь между упивающимися вином и между пресыщающимися мясом» (Прит. 23, 20).
Человек способен отвечать на раздражения, исходящие от окружающей среды. Каждое раздражение вызывает в нем и соответствующий отклик. Слово Божие, святые песнопения церковные, святые наставления, поучения вызывают в душе слушающего и святой возвышенный отклик. Поэтому же само присутствие человека в церкви, в среде богобоязненных, смиренное предстояние на молитве, благоговейное воздеяние рук, коленопреклонение, распростертие ниц пред Богом и святое осенение крестным знамением вызывают в человеке и смиренные святые чувствования. Наоборот, пребывание в среде людей развращенных, слышание срамных речей, непристойнных песен и музыки, сопровождающих бесстыдные позы и телодвижения оголенных танцующих, будут, соответственно, возбуждать в человеке и похотливые, сладострастные чувства.
И потому всякий раз, когда компания нечестивых упивается вином и пресыщается мясом, когда звучит музыка, возбуждающая в слушателях чувственность, когда демонстрируются в танцах непристойные телодвижения полуобнаженных или вовсе обнаженных исполнителей, вызывающие в зрителях сладострастность и похотливость, всякий раз этими разгоряченными вином и омраченными похотью гуляками среди буйного веселья и непристойных шуток произносятся безумные клятвы, даются безумные обещания и принимаются безумные решения касательно истязаний и мученичества святых. И чем пьянее собравшиеся гуляки, чем больше обнаженность и бесстыдство танцующих под возбуждающую чувственность музыку, тем большая мука ими готовится для благочестивых и святых. Примером страшным этого служит ныне воспоминаемое усекновение Иродом главы Иоанна Крестителя, большего из всех, рожденных женами.
Человекоубийца от начала, диавол использует нечестивого в качестве орудия своего, чтобы притеснять праведных, захватывать в сеть свою и забирать их в неводы свои на мучение и казнь.
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином». «Горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5, 11, 22), — читаем у пророка Исайи. «Плотские помышления — суть вражда против Бога», — пишет апостол Павел. «Ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 78). «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его и о законе Его он размышляет день и ночь!» (Пс. 1, 12). Будем же стремиться волю свою склонять пред волей Божией и о законе Его размышлять всегда, чтобы точнее исполнять во Славу Божию. Аминь.
11. 09. 1978 г.