ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЯ)
Брак есть таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.
СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРЕД ВЕНЧАНИЕМ
Таинство Венчания совершается только после собеседования. На собеседованиях говорится о цели брака, о важности и его нерасторжимости и вечности.
Собеседования в нашем храме проводятся:
СУББОТА 10.00 — первое собеседование
ПЯТНИЦА 19.00 (после вечерней службы) — второе собеседование и экзамен.
СКАЧАТЬ И РАСПЕЧАТАТЬ СПРАВКУ — ПАМЯТКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ
ЦЕЛЬ БРАКА
Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз стал средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).
Поэтому для христиан брак стал не просто средством продолжения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом «малой церковью», ибо единство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой семье», — это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность.
Есть и другая цель у брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).
ВАЖНОСТЬ БРАКА
Брак — это Таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании взаимной супружеской верности, благословляется союз жениха и невесты, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Во время Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.
НЕРАСТОРЖИМОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ БРАКА
Есть очень важное место в Евангелии о невозможности развода. Господь говорит, что от начала развод не был разрешен, потому что Бог сотворил мужа и жену, а то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. Если люди хотят жизни в сожительстве, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь не освящает, и церковное Таинство не может быть совершено. Отношения эти не христианские. Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, в подвиге самоотверженной любви. Только такую любовь признает Церковь настоящей, и она является основанием для совершения Таинства.
ВЕНЧАНИЕ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ
Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя).
Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.
Препятствия к совершению Таинства Венчания:
- Церковь не допускает вступление в брак более трех раз;
- если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей;
- если хотя бы один из супругов не крещен и не собирается принять крещения перед венчанием;
- если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак);
- кровная родственная связь жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
В венчании также принимают участие поручители (два человека — свидетель и друг жениха и невесты мужского пола во время венчания и обхождения жениха и невесты вокруг аналоя держат венцы над их головами). Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству Брака с благоговением.
ПОДГОТОВКА К ВЕНЧАНИЮ
Перед Таинством Венчания жениху и невесте необходимо, подготовившись (3 дня пост, а в день причастия – натощак), прийти вместе в храм на Исповедь и Причащение.
При подготовке к венчанию жениху и невесте необходимо пройти собеседование со священником и выучить на память молитвы: «Отче наш» и Символ веры.
Без предварительных двух собеседований венчание не совершается.
ТЕМЫ СОБЕСЕДОВАНИЙ
Беседа I
Тема 1: Объяснение Молитвы Господней «Отче наш»и Символа Веры.
Тема 2: Десять заповедей.
Тема 3: Семь Таинств Церкви. Таинства Покаяния и Причащения.
материал по этим темам смотрите здесь
Беседа II
Тема 1: Православное учение о браке.
Тема 2: Смысл и символика Таинства Венчания.
Тема 3: Вопросы семейной нравственности.
Тема 4: Экзамен (проверка знания Символа Веры и «Отче наш»).
О Таинстве Брака можно также почитать на сайте АЗБУКА ВЕРЫ
Основные моменты Таинства БРАКА
Таинство брака можно поделить на две части – обручение и венчание
Обручение. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню. В молитве священник испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих жениха и невесты, чтобы «союз любви положить им неразрушимый». Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца.
Венчание.
Брачные обеты. После обручения жених и невеста с возженными свечами выходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
После этого начинается собственно чин венчания. Произносятся молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. По прочтении молитв священник, взяв венцы, венчает клятву жениха и главу невесту. При возгласе «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.
Общая чаша — это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до конца, деля вместе радость и горе.
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концам епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). При этом торжественном шествии поются церковные тропари:
«Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем».
Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной — Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговоплощение — спасение друг друга для вечной жизни с Христом.
«Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».
Эта молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы…» — это и напоминает о том, что семейная жизнь — жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
«Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная».
В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Следуя этим путем, муж и жена должны быть, прежде всего, достойным примером для своих детей.
Окончание чина венчания. Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. В заключение новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери (помаду с губ лучше стереть, чтобы не оставить следов на иконе). Здесь же священник дает им крест для целования. Молодым поется многолетие.
Помните, что любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности. Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом — источником любви, — люди получают благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.